Статьи

Ирская коммуна в рисунках Николая Семёновича Лещука

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

____________________________________________________ 

Секция 1. Подсекция 2. Краеведение

 Тема:

«ВСЁ В ЖИЗНИ ОСТАВЛЯЕТ СЛЕД…»

(Ирская коммуна в рисунках украинского художника Николая Семёновича Лещука)

 Исследовательский проект

 image001

Автор Ефименко Олег Вячеславович, обучающийся 9 класса

Научный руководитель Савченко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение филиал МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Ленинское Кирсановского района

2013 год

Содержание

Введение 

Раздел 1. Ирская коммуна на страницах документальных источников

1.1. Как создавалась Ирская коммуна

1.2. Именитые гости коммуны

1.3. Воспоминания старожил

Раздел 2. Пребывание украинского художника Н. С. Лещука на землях Ирской коммуны

2.1.Воссоединение семьи

2.2. Жизнь в коммуне

2.3. Годы репрессий

Раздел 3. Общение с художником

3.1. Первое письмо в коммуну III тысячелетия

3.2. Видеообщение

Раздел 4. Облик современного села

4.1. Народный музей

4.2. Покровская церковь в селе Ира

4.3. Парк села

Заключение

Информационные источники

Приложения

Введение

Актуальность

     Каждый этап в развитии человеческого общества заключает в себе определённые проблемы, которые высвечиваются в процессе его становления. 21 век – век холодного рационализма, экономических и политических свершений. Важно не затеряться в мире бурь и страстей. Важно сохранить чувство долга и достоинства, быть патриотом своей страны, знать и любить культуру своего народа, бережно хранить традиции предков.

     Понижение у современных школьников познавательного интереса к истории Отечества, к малой Родине, к её прошлому и настоящему - всё это волнует не только учителей, но и общество.

   Краеведческое образование в рамках школьной программы предполагает воспитание личности интеллектуальной, обладающей высоким чувством гражданственности.

         Реализация компетентного подхода в рамках модернизации образования.

         Построение индивидуальных образовательных траекторий. 

Цель:

Картины украинского художника как подтверждение факта существования высокоорганизованной жизни коммунаров.

Задачи исследования:

  • Изучить документальные источники.
  • Сопоставить документальные факты с визуальным рядом художника (его картинами).
  • Проанализировать полученные результаты. 

Методы исследования: интервьюирование, беседа, сопоставительный анализ, изучение документальных источников.

Гипотеза

Без живого общения с очевидцами событий не может быть переписана история.

Научная новизна проекта заключается в том, что к решению творческой проблемы применён индивидуальный подход, в результате которого переписка, видеонаблюдение, фотофакты стали новыми источниками информации, ранее не публиковавшимися.

Теоретическая значимость работы. Изучены малоизвестные источники информации, которые играют важную роль для подтверждения некоторых исторических фактов, использован архив Народного музея.

Практическая значимость работы. Собран дополнительный видеоматериал для подтверждения ранее не известных фактов: картины, письма, воспоминания.

Работа изложена на 34 страницах, в которой размещены 22 приложения: 1 карта-схема, 5 рисунков, 4 фотографии, 6 картин, 3 воспоминания, 3 письма.

Раздел 1. Ирская коммуна на страницах документальных источников.

1.1.  Как создавалась Ирская коммуна.

Смотрю на картину «Зимний «Полонез» [прил. 1]. Сторожка. Запряжённые лошади. Мальчик на краю обрыва. Морозный денёк: дым из трубы поднимается строго вверх. Вдали заснеженные сосны. Тихая, спокойная красота зимнего пейзажа. Всё это было бы замечательно, «когда бы не было так грустно». Читаю на обороте картины: «Отъезд из коммуны». Вглядываюсь в пейзаж. И теперь уже узнаю наш парк, наш овраг, остатки кирпичного завода, жилые строения вдали. Кто уезжает? Куда? Почему? С этими вопросами обращаюсь к учителю. И начинается интереснейшее общение.

«В апреле 1922 года прибыла из США в Советскую страну сельскохозяйственная коммуна, получившая в своё пользование земли совхоза «Ира» в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В числе приехавших коммунаров (65 человек) было 12 коммунистов. От совхоза «Ира», разграбленного антоновскими бандами, коммуна получила почти 15 полностью разрушенных помещений. [2, с.3-4]

Внешний вид приехавших был непривычен: все гладко выбриты, в фетровых шляпах, в костюмах, при галстуках [прил. 2]. Местное население встретило переселенцев насторожённо. Пережив ужасы оккупации края в ходе кровавой ликвидации «антоновщины» (Кирсановский уезд был одним из центров крестьянской войны), оно с недоверием смотрело на нарядно одетых американцев.

Один из организаторов Ирской коммуны Пётр Дмитрук в воспоминаниях отмечал, коммуна возникла сразу после окончания Гражданской войны, «и хотя наступило мирное время, трудностей не убавилось – недоедали, недосыпали, ютились в палатках. Но прославилась коммуна не этим, а своим мужеством и трудом. Мы добились высоких урожаев, вывели много новых урожайных культур, завели племенной высокопродуктивный скот, получали большие доходы». [6]

В. И. Ленин высоко оценил труд коммунаров. 20 октября 1922 года он направил Обществу технической помощи Советской России письмо, в котором писал: «В наших газетах появились чрезвычайно благоприятные сведения относительно работ членов вашего Общества в советских хозяйствах Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Несмотря на гигантские трудности и, в особенности, ввиду разорения во время гражданской войны, вы достигли успехов, которые следует признать исключительными». [2, с. 5]

Трудно пришлось первой волне реэмигрантов.Жить было негде, поэтому в парке, среди цветущей сирени и подснежников, разбили палатки.

В 1924 году Ирская коммуна пополнилась новой группой реэмигрантов из Австралии семьями Красиковых, Баскаковых, Савковых, Пилепенко. Коммунары построили кирпичный завод, деревообрабатывающую мастерскую, просорушку, открыли портняжную, сапожную и шорную мастерские. В течение года для коммунаров были построены 8 двухэтажных домов, столовая, клуб. Среди сосен старого парка вырос настоящий очень красивый городок с беседкой для коммунаров и памятником М. И. Калинину.

В феврале 1924 года после смерти В. И. Ленина Ирская коммуна была переименована в коммуну имени Ленина.

1.2.  Именитые гости коммуны.

 

К 30-ому году коммуна обустроилась. Народ зажил хорошо, «народишко одет, обут, как положено человеку». [4, с. 18]

 

Широкую известность она получила в 1931 году после посещения её известным английским писателем Бернардом Шоу (1856 – 1950 гг.), которого называют гигантом мысли. Один из прекраснейших английских драматургов, публицист, автор всемирно известных пьес: «Пигмалион», «Профессия миссис Уоррен», «Цезарь и Клеопатра» и многих других. Вместе с ним коммуну посетила английская журналистка леди Астор, ярая противница большевизма. Среди гостей коммуны были писатель Илья Эренбург и комдив Будённый. [1, с. 275]

 

В коммуну именитых гостей доставили на автомобилях. Почётных гостей знакомил с коммуной секретарь парторганизации П. Г. Табала (1894 – 1938 гг.), почти четверть века проживший в США и в совершенстве владевший английским языком (в 1938 году он был расстрелян как американский шпион, реабилитирован посмертно в 1961 году). Визитёры начали обходить хозяйство, задавая сопровождающим многочисленные вопросы. Впереди всех мчалась, естественно, леди Астор, вникая во все детали. «Антисоветчица Нэнси Астор» была явно озадачена ответом маленькой девочки Кати Гонтарь (будущей учительницы английского и немецкого языков школы села Ленинское) на вопрос, где ей живётся лучше – здесь или в Америке: «Конечно здесь! Здесь я учусь, работаю и буду учиться в университете!» [3]

Пробыв в коммуне один день, Бернард Шоу заявит: «Россия – удивительная страна, в которой я помолодел лет этак на двадцать». [3]

 

1.3.  Воспоминания старожил.

 

Местные жители-старожилы с теплотой и восхищением вспоминают те далёкие события истории. Мария Николаевна Желудкова, историк по образованию, краевед по призванию, так пишет о своих впечатлениях, которые относятся к 1928 году: «Наша семья приехала в коммуну из села II Пересыпкино в 1928 году. Нас удивила красота парка, от нашего белого дома до школы и клуба вела узенькая дорожка среди леса (так много было деревьев). В парке берегли каждое дерево. Сторож следил, чтобы никто не нарушал порядка, не разрешал бегать по траве, во время сырой погоды нельзя было ездить на велосипедах по дорожкам парка». [прил. 17] «Земным раем» назовёт это время Н. С. Лещук, проживший в коммуне всего лишь год с небольшим и напишет так: «… И я, пока живу, буду свято хранить эту святую память, добрую память о коммуне». [прил. 11]

 

Долгое время в колхозе имени Ленина (с 1938 года коммуна перешла на Устав сельскохозяйственной артели) на добровольных началах организатором спортивного досуга проработал житель села Савкин Кирилл Тарасович. Прекрасный футболист, волейболист, он поддерживал спортивный дух сельчан. «Коммунские» (так называли наших футболистов) неоднократно занимали призовые места не только в районе, но и в области. Волейбольная площадка располагалась в центре парка. Сюда после работы приходили жители сёл Ира, Екатериновка, Озёрки, Серпы и Участок №2 просто отдохнуть: посмотреть на играющих, потанцевать (в парке играл духовой оркестр три раза в неделю). [18] 

 

Раздел 2. Пребывание украинского художника Н. С. Лещука на землях Ирской коммуны.

 

2.1. Воссоединение семьи.

 

Итак, настал 1932 год. В коммуну с Украины приезжает семья реэмигрантов Лещуков. Николай Семёнович Лещук – художник, подполковник в отставке, житель города Мукачево Закарпатской области. Родился на Украине 14 декабря 1926 года в Винницкой области в селе Великая Ростовка. Семья испытывала большую нужду. Спасало то, что в хозяйстве имелась лошадь и корова. Вот тогда-то и зародилась мысль отправиться на заработки в Америку. Достаточно заработав денег, Семён Лещук решил вернуться на родину, на Украину. Но сумел только отправить денежный перевод родным, а сам с группой реэмигрантов приехал в Россию, в Кирсановский уезд поднимать хозяйство и строить новую жизнь. Обустроившись на новом месте, получив жильё, он вызвал к себе жену с двумя детьми. В 1932 году вся семья воссоединилась. [прил.3].

 

Домик Лещуков располагался среди сосен и раскидистых кустов сирени, в прекрасном месте парка. В настоящее время здесь стоят могучие сосны и сохранилась тропинка, ведущая к кирпичному заводу, где когда-то были печи, в которых обжигался кирпич. Сопоставив зарисовки, которые прислал художник, воспоминания старожил, мы определили место расположения домика-сторожки, в котором жила семья Н. С. Лещука [прил. 4].

 

Вот как вспоминает Николай Семёнович о проживании в домике-сторожке: «Домик-сторожка, в котором нашу семью временно поселили (зима 1932г. – зима 1933г.), располагался в красивом тихом уголке. Если перейти овраг и повернуться лицом к домику и ряду сосновых деревьев, то слева, со стороны восхода солнца, мы увидим двухэтажное кирпичное здание клуба коммуны. Справа, у захода солнца, - ряд печей кирпичного завода. Плантации малины у сосен. Вглубь, за плантациями малины, на южной стороне усадьбы находилась школа, бывшее величественное здание княгини Оболенской, туда вела аллея деревьев, между домиком и клубом располагался красивый парк».

 

2.2. Жизнь в коммуне.

 

Здесь, в коммуне, дети Семёна Лещука пошли в школу и садик (старший сын Александр - во второй класс [прил. 5], а младший Николай – в детсад). Пристрастие к рисованию у маленького Коленьки появилось задолго до коммуны. А в садике дети поотдавали ему всю свою пастель. Он рисовал детскую, тракторы «Фордзоны» [прил. 6], породистых рысаков коммуны на бегах [прил. 7], коневодческую ферму.

 

Николай – ученик 1 класса. Впереди прекрасная и интересная жизнь. Мальчик продолжает рисовать. Из-под его кисти выходят зарисовки самых значимых мест детства: школа, лес, где собирали ягоду, река Ворона, парк, глубокий овраг с земляникой, кирпичный завод.

 

Прошло более 70 лет, а память художника по-прежнему свежа. В очередном письме автор рисует план местности и расставляет все точки над i. Действительно, «овраг – главный ориентир художника в ранней коммуне»[прил. 8]. Он существует и сейчас, но уже не так глубок, более мелкий. Всё, что изобразил Николай Семёнович на карте-плане, соответствует действительности. Интересны его памятные зарисовки построек коммуны: бани, детского сада, дома культуры. В одном из писем художник прислал картину с надписью «Волчонок и Лайка у бани коммуны» (1932 год) и написал: «От домика- сторожки через парк мы с папой шагали вместе: папа на работу, я в детский садик. За оврагом, слева, - гаражные постройки для тракторов «Фордзонов», конюшни, а вдали – столовая, кухня, вещевые магазины. Справа от гаражей находилось одноэтажное кирпичное здание детского садика. В здание клуба на второй этаж вела наружная металлическая лестница. За зданием клуба, на южной стороне, по дороге в школу, находилась баня. У здания бани на цепной привязи сидел прирученный волк, а рядом с ним без привязи – собака». Разговаривая со старожилами, я выяснил, что этот факт был в жизни коммуны. «Многие помнили, что волчонок и собака жили дружно: волчонок – на привязи, а собака как его спутница – рядом, но в одной будке» [прил. 9, 10].

 

Украинский художник полюбил нашу землю. Однажды, «ребёнком вдохнув в себя дух коммуны, то неописуемое счастье детства,… тот заряд доброты от людей коммуны, от осязания прекрасной природы»… (приложение 11), он навеки в своём сердце сохранил «эту святую, добрую память о коммуне. Прожив в коммуне всего один год (с 1932 по 1933), житель Украины не смог забыть этих мест, на протяжении всей жизни он бережно хранил в памяти самые светлые воспоминания о пребывании семьи на землях коммуны.

 

2.3. Годы репрессий.

 

Что же случилось в тот роковой 33-й? Почему семье пришлось срочно покинуть полюбившиеся места? Донос. Предписание покинуть коммуну в 24 часа. Сборы. Отъезд. Николай Семёнович создаёт своё первое полотно по детским воспоминаниям, которое назовёт «Зимний полонез». Теперь я понимаю, почему на картине он изобразил мальчика, одиноко стоящего на краю оврага среди необыкновенной зимней красоты и тишины. Вдали у сторожки сани, запряжённые парой гнедых, дым из трубы – последнее тепло души, уходящее в радужное небо. 5-летний ребёнок прощается с этими местами, которые за 1,5 года стали родными, до боли близкими [прил. 1].

 

Доносы продолжатся до 1938 года. «Страшные годы репрессий не обойдут стороной и коммунаров. Многие из них будут арестованы и расстреляны как враги народа. Среди репрессированных П. Табала, М. Кардаш, И. Брицко, П. Калоша, К. Богданов, И. Августин и многие другие. Около 20 человек из Ирской коммуны реабилитированы посмертно в 70-х годах. [5]

 

Раздел 3.Общение с художником.

 

3.1. Первое письмо в коммуну III тысячелетия.

 

Но покинув коммуну в 1933 году, тогда ещё 5-летний мальчик, Николай Семёнович не сможет вычеркнуть из своей жизни эти годы счастья. В 2002 году он, будучи подполковником в отставке, напишет своё первое письмо. Художнику не терпелось узнать, что стало с коммуной за эти годы, сохранились ли те места, которые остались в его детской памяти. Затем последовали и другие письма. Эта переписка длится уже 10 лет. За это время Николай Семёнович не только восстановил в памяти и на бумаге знакомые, любимые места детства, но он приобрёл друзей в лице педагогов и учеников школы. Я до недавнего времени удивлялся и задавался вопросом: «Как этот пожилой мужчина мог сохранить в душе события «давно минувших дней»? Но теперь эти сомнения рассеяны: просто надо до глубины сердца любить свой край. А наше село стало кусочком малой родины для гениального человека, художника Николая Семёновича Лещука.

 

3.2. Видеообщение.

 

Николай Семёнович живо реагирует на все изменения, которые происходят в селе. Вот, например, декабрь 2004 года. Николай Семёнович узнал о юбилее школы, который прошёл в октябре, и тут же прислал поздравление со своим рисунком – фантазией [прил. 12].

Жаль, что в настоящее время существует граница между Украиной и Россией. Мы можем общаться с нашим земляком только с помощью писем. Компьютера у Николая Семёновича нет, поэтому Интернет отпадает. Телефон – удовольствие дорогое для пенсионера. Поехать? Но мы ещё не настолько самостоятельны. И вот однажды мы решили для нашего доброго человека сделать подарок: запечатлели достопримечательности нашего села на видеокамеру, рассказали о нашей школьной организации, о традициях, о мероприятиях, которые проводим в честь юбилейных дат, о праздниках, пригласили Николая Семёновича в гости. Радостные, умиротворённые, мы пришли на почту, чтобы отправить посылку. Но здесь нас ждало разочарование: видеокассеты нельзя посылать на Украину. Тогда мы поинтересовались: «А что же можно?» Оказывается, почти ничего нельзя. Но на этом мы не успокоились: нашли человека, который уезжал в Одессу и через него отправили кассету. А из Одессы уже в Мукачево была отправлена бандероль. Просмотреть это видеописьмо Николай Семёнович смог 29 ноября 2005 года. Этот день запомнился художнику «как особенно яркий день» в его жизни [прил. 13]: «Нас встретила молодая интересная женщина с приятным дикторским голом, проводила нас в центр села, затем, ссылаясь на картину с летним видом оврага и сторожкой, познакомила нас с высоким рядом сосен, показала бывший кирпичный завод, вернее то, что осталось от него. «Место с рядом высоких сосен очень узнаваемо не только на фото, но и так, как осталось в моей памяти, - пишет художник, - центр, школа, дом культуры, автобусная остановка по вашим фото всё уже знакомо». А затем Николай Семёнович анализирует каждую деталь увиденного. Летний пейзаж видеофильма сменяет зимний. И вот художник узнаёт до боли родные места, возвращаясь к своему любимому «Зимнему полонезу».

«Тонкая указочка в вашей руке указала на домик-сторожку, затем передвинулась от лошадок с санями в сторону дома культуры, затем опять к моей «персоне» у оврага: «Прощай, овраг, прощай коммуна, прощай, мой любимый рай. Разве уснёшь после такого?» – так прореагировал Николай Семёнович на видеописьмо из прошлого. Теперь уж мне очень даже понятен «Зимний полонез» и мальчик, стоящий на краю оврага, прощающийся со своим «земным раем». Вот так знакомство, начавшееся с картины «Зимний полонез», привело меня в город Мукачево Закарпатской области, где проживает в настоящее время наш добрый друг, человек незаурядной личности, украинский художник Николай Семёнович Лещук.

Вдохновению и таланту этого человека не перестаёшь удивляться и восхищаться. В прошлом году, 14 декабря 2011 года, Николаю Семёновичу исполнилось 85 лет. Это событие для нас стало очень значимым. Что мы, коммунарики (так ласково называет нас Николай Семёнович), можем предложить человеку, прошедшему войну, умудренному жизненным опытом? Только свою любовь и признательность. Слова благодарности за безгранично доброе сердце.

Каждый из нас написал художнику письмо-поздравление и выразил свои чувства, которые накопились в процессе переписки. В нашем классном альбоме более 40 фотокопий с картин художника. У каждого из нас есть своё, любимое произведение. Такое ощущение, что этот человек постоянно присутствует с нами: и на чаепитии, посвящённом именинникам [прил. 14], и на смотре-конкурсе «Солдатской песни», и в саду на сборе яблок, [прил. 15] и в берёзовой аллее [прил. 16].

Дружбой с Николаем Семёновичем мы очень дорожим. Ведь не у каждого классного коллектива есть такой покровитель. Для нас общение с художником является очень важным этапом в развитии и совершенствовании своего собственного мнения.

 Раздел 4. Облик современного села.

Ирская коммуна, созданная нелёгким трудом реэмигрантов, давно перестала существовать, но долгие годы о ней жила легенда.

Ныне «городок» коммунаров пришёл в полный упадок, дома катастрофически быстро разрушаются. А местной власти разрушающиеся дома неинтересны. [1, с. 276]

 4.1. Народный музей. [19]

С 1970 года наше село называется Ленинское. Это название напоминает заезжим туристам о когда-то существовавшей коммуне.

Народный музей – одно из достопримечательных мест села. Инициатором создания его была О. Сазонова, работник обкома партии города Тамбова.

Материалы по созданию музея собирались сельчанами. Большой вклад внесли Сливинский А., первый директор сельского ДК, Дрозд С.М., художник, Стенин Г. Н., фотограф, Суслин. Г. И., плотник.

С 1968 года работу музея возглавила М. Н. Желудкова. Ею было собрано большое количество экспонатов, благодаря её стараниям постоянно пополнялись запасники музея записанными ею воспоминаниями бывших коммунаров, солдат и офицеров Великой Отечественной войны, наших земляков-тружеников и тружениц тыла, воспоминаниями об истории пионерской организации коммуны, истории школы. В музее действуют три зала.

1 зал

История села Ира. Покровский Храм села Ира. Жизнь крестьян до революции ХVII года. История создания коммуны. Гости коммуны. Делегации коммунистов из США. Визит Б. Шоу в июле 1931 года. Вклад наших земляков в историю победы.

2 зал

История к-за им. Ленина. Достижения в животноводстве, полеводстве, садоводстве, участие колхозников в ВДНХ, достижения в образовании, культуре и спорте. Материалы о Герое Социалистического Ттруда Можаровой М. Г., о Герое Социалистического Труда председателе колхоза, депутате Верховного Совета СССР П. Н. Фокине. 

3 зал

Гости колхоза: С.Н.Будённый, И. Эренбург.

Современная история села. Материалы о воине-афганце, кавалере ордена Красной звезды Полякове А. В.; о воине-интернационалисте, Злобине С. А.; об учителе, отличнике народного образования Желудковой М.Н. и других известных земляках.
В настоящее время в одной из комнат музея расположена православная библиотека. Экскурсии проводит Шевцова Г.И.

4.2. Покровская церковь в селе Ира. [20]

Церковь каменная, теплая, построена в 1896 году на средства купца Москалёва. Престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход открыт в начале XVIII столетия.

С приходом к власти Советов в 1928 году церковь была закрыта. Храм разрушили, иконы разобрали по домам верующие. Сохранилось полуразрушенное здание храма, захоронение священника Ивана Кедрова и его дочери возле храма (дочь умерла от чахотки в отроческом возрасте).

Храм претерпел много различных перестроек, но стены выстояли и величие сохранилось. Нашлись спонсоры, которые прикладывают усилия для того, чтобы восстановить этот храм.

4.3. Парк села Ленинское. [21]

«Парк села Ленинское находится под охраной государства», - так это звучит в официальных документах. Ведь он, действительно, является частью нашей истории. [прил. 17] Но так ли это на самом деле? Вопрос риторический.

Ежегодно на протяжении последних 10 лет силами школьников проводится экологическая уборка парка и прилегающих к нему аллей. Конечно же этого мало. Некоторые породы деревьев, когда-то возделанные коммунарами, вымирают. Необходимо восстановление и обновление посадочного материала. Необходима помощь со стороны административных структур. Одними детскими силами не обойтись.

Заключение.

Итак, исследовательская работа закончена. Мне удалось многое:

1.      Исследовать документальные источники, рассказывающие о создании Ирской коммуны.

2.     Сопоставить отдельные факты пребывания украинского художника Н. С. Лещука на землях Ирской коммуны.

3.      Поэтапно проследить хронологию событий 1932-33 гг. (по воспоминаниям сельчан).

4.    Воссоздать вид местности нашего села в самый расцвет «городка коммунаров» (по картинам и письмам художника).

5.      Изучить воспоминания старожил села.

6.      Побеседовать с очевидцами событий.

7.      Поучаствовать в переписке с художником и видеосъёмках для художника.

Проделав исследовательскую работу, я убедился в том, что коммунары, которые в 1922 году сошли на нашу землю, действительно, сотворили невозможное: на голом поле разбили палатки, построили дома, фермы, тракторные отряды, добились высочайших результатов в возделывании земли и в разведении скота, высоко подняли культурный уровень жителей. Недаром о жизни в коммуне люди говорили как о «земном рае».

Эта исследовательская работа помогла мне по-новому влюбиться в мою малую родину, в моё прекрасное село Ленинское, с интересным прошлым. Я преклоняюсь перед такими людьми, как Н.С. Лещук. Он всколыхнул мою память. Я оглянулся вокруг себя и увидел всё, что мило и дорого сердцу моему: две тихие серебристые речки Ира и Ворона, прекрасный парк с берёзовой и липовой аллеями, заросли малины и ежевики. Всё это радует глаз.

Это исследование заставило меня задуматься над многими проблемами. Есть в моём селе места, которые наводят на грустные размышления. С болью в сердце я смотрю на то, что приходит в упадок. Остановить этот процесс увядания просто необходимо. Мы, поколение III тысячелетия, в ответе за то, что происходит с нашей планетой сегодня. Мы в ответе перед теми, кто когда-то возделывал нашу землю. Именно они помогают нам не забывать своих лучших традиций, хранить в памяти наше прошлое, чтобы строить будущее.

Общаясь с художником, я открыл для себя новую страничку в истории Ирской коммуны. Мои же сельчане, посещая наш краеведческий кабинет, могут познакомиться с картинами Н.С. Лещука, ощутить себя молодыми, ведь картины украинского художника – это и есть юность коммунаров, то прекрасное, которое они строили и в котором жили.

Думаю, что моё исследование будет востребовано подрастающим поколением. Ведь продолжать начатое легче, чем начинать с нуля. Картины украинского художника Н. С. Лещука станут прекрасным наглядным дополнением для тех, кто вновь обратится к истории коммуны.

 Информационные источники

1.      Кученкова В. Усадьбы Тамбовской губернии. – Тамбов, - 2009, - 392 с.

2.      Ленинским курсом. Сборник документов по истории ордена «Знак Почёта» колхоза имени В.И. Ленина Кирсановского района Тамбовской области. Под редакцией кандидата экономических наук О.К. Сазоновой/- Воронеж, 1970, - 342 с.

3.      Лященко В. В. Упрямая леди Астор, или подлинная жизнь Ирской коммуны. «Новая тамбовская газета», №5 (230), 5 января 1996 г.

4.      Панов. В. Хлеб колосится. – Петербург. – 1977, - 432 с.

5.      Фёдоров П. Забвению не подлежит. 2001 г. (Фонд Народного музея села Ленинское)

6.      Шелудякова А. М. Архив Народного музея села Ленинское. 2007 г.

  Приложения.

№1.Фото с картины Н. С. Лещука «Зимний полонез».

№2. Первые коммунары:

                *Фото из семейного архива П. Пшенко.

    *Фото с картины Н. С. Лещука «Утро коммуны».

№3. Письмо с автобиографией. Автопортрет художника.

№4. Фото с картины Н. С. Лещука «Утро после дождика».

№5. Рисунок «Александр Лещук».
№6.Фото с картины Н. С. Лещука «Начало трудового дня коммуны»

№7. Фото с картины Н. С. Лущука «Вечер. Спортивный бег рысаков коммуны».

№8. План-карта.

№9. Рисунок Н. С. Лещука «Волчонок и лайка у бани коммуны» (1932г.).

№10.Воспоминания Красиковой Е.Р.

№11.Письмо Н.С. Лещука от 27.12.20003г.

№12. Рисунок Н. С. Лещука «Зима в Ленинском».

№13. Письмо Н.С. Лещука от 12.12.2005г.

№14. Рисунок « Именинники средней школы».

№15. Рисунок к смотру-конкурсу инсценированной песни.

№16. Фото с картины Н. С. Лещука «Золотая осень» или «Грибной день».

№ 17. Воспоминания Желудковой М. Н.

№18. Воспоминания Савкина К. Т.

№ 19. Фото «Народный музей села Ленинское».

№ 20. Фото «Покровская церковь села Ира».

№ 21. Фото «Парк села Ленинское».

Приложение 1. .«Зимний полонез», 2004г. Фото с картины.

 Изображение

Приложение №2. Первые коммунары.

Фото из семейного архива П. Пшенко.

 

Фото с картины Н. С. Лещука

«Утро коммуны»

Март, 2004 г., г. Мукачево. Бумага. Смешанная техника, 30×40

Ямцун Федот – заместитель председателя коммуны (1932 г.) удетского садика. Напротив парк с тракторами «Фордзонами». (Из писем Н. С. Лещука)

 

 

Приложение 3. Фото с картины Н. С. Лещука

Автопортрет. Н.С. Лещук, масло, 35Х40, 1987г.

Изображение 001

Автобиография.

  Приложение 4. Фото с картины Н. С. Лещука

«Утро после дождика»
Март, 2004 г., г. Мукачево. Бумага. Смешанная техника. 30×40

«Домик-сторожка, в котором нашу семью временно поселили (зима 1932г. – зима 1933г.), располагался в красивом тихом уголке. Если перейти овраг и повернуться лицом к домику и ряду сосновых деревьев, то слева, со стороны восхода солнца, мы увидим двухэтажное кирпичное здание клуба коммуны. Справа, у захода солнца, - ряд печей кирпичного завода. Плантации малины у сосен. Вглубь, за плантациями малины, на южной стороне усадьбы находилась школа, бывшее величественное здание княгини Оболенской, туда вела аллея деревьев, между домиком и клубом располагался красивый парк». (Из писем Н. С. Лещука)

   

Приложение 5. Фото с рисунка Н. С. Лещука

«Александр Лещук».

 

3

 

 Приложение №6. Фото с картины Н. С. Лещука

«Начало трудового дня коммуны»

Март, 2004 г., г. Мукачево. Бумага. Смешанная техника. 30×40

 

«От домика- сторожки через парк мы с папой шагали вместе: папа на работу, я в детский садик. За оврагом, слева, - гаражные постройки для тракторов «Фордзонов», конюшни, а вдали – столовая, кухня, вещевые магазины. Справа от гаражей находилось одноэтажное кирпичное здание детского садика. В здание клуба на второй этаж вела наружная металлическая лестница. За зданием клуба, на южной стороне, по дороге в школу, находилась баня. У здания бани на цепной привязи сидел прирученный волк, а рядом с ним без привязи – собака». (Из письма Н. С. Лещука)

 

Приложение №7. Фото с картины Н. С. Лещука

«Вечер. Спортивный бег рысаков коммуны».

Март, 2004 г., г. Мукачево. Бумага. Смешанная техника. 30×40

 

«К вечеру, летом, дети из детского сада возвращались домой. Нас «на всякий случай» вооружали бутылкой молока и ароматной булкой-сайкой. Идя к своему домику-сторожке, я надолго останавливался, наблюдая за конными состязаниями рысаков в колясочных упряжках. Состязания проводились за оврагом, на северной стороне которого располагалось огромное равнинное поле». (Из письма Н. С. Лещука) 

 Приложение 8. План-карта.

 ОВРАГ

  Приложение 9. Фото с рисунка Н. С. Лещука

«Волчонок и лайка у бани коммуны» (1932г.).

Изображение 005

Приложение 10. Воспоминания Красиковой Е.Р.

Приложение 11. Письмо Н.С. Лещука от 27.12.20003г.

Приложение №12. Фото с рисунка Н. С. Лещука

«Зима в Ленинском». Декабрь, 2004г.

Изображение 006

Приложение №13. Письмо Н.С. Лещука от 12.12.2005г.

 Приложение №14. Фото с картины Н. С. Лещука

« Именинники средней школы» (с. Ленинское). Январь, 2005г. 

Приложение №15. Рисунок Н. С. Лещука к смотру-конкурсу «Солдатской песни».

1 место

Приложение №16. Фото с картины Н. С. Лещука

«Золотая осень» (коммунарики) или «Грибной день». Октябрь, 2005г.

 

Приложение № 17. Воспоминания Желудковой М. Н., историка, краеведа.

 Приложение № 18. Воспоминания Савкина К. Т., жителя села Ленинское.

  

 Приложение № 19. Народный музей села Ленинское.

 

Приложение № 20. Покровская Церковь села Ира.

 Приложение № 21. Парк села Ленинское.

 

OK BK  LJ