Наука пришла в школу!
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Происходит и переосмысление самого термина «преподавание». Учитель в процессе обучения поставлен в роль направляющего: знания ученик должен добывать сам путём научного поиска, исследования. Учителю доверена важная миссия: воспитание творческой личности. Каков же он, современный учитель? Как надо учить и воспитывать? Совместимы ли вообще понятия: наука и школа? Каким образом происходит развитие науки в нашей школе и как дети воспринимают первые плоды своих научных открытий? Этим опытом хочется поделиться с педагогами и учениками области.
Нашей сельской школе повезло. Осенью 2012 года в МБОУ «Уваровщинская СОШ» Кирсановского района Тамбовской области приехала работать учителем биологии Валентина Викторовна Сучек, кандидат педагогических наук. (Часто ли в школе преподают кандидаты?) Наука сама сделала шаг навстречу любознательным, ищущим, неравнодушным взрослым и детям. Работа закипела. Весь педагогический состав по-новому взглянул на образовательный процесс и роль учителя в нём. С чего же начала Валентина Викторовна?
Во-первых, она, как заместитель директора по научно-методической работе, активизировала деятельность педагогического коллектива: новый уровень общения с преподавателями школ, вузов области с помощью вебинаров, дистанционных мастер-классов.
Во-вторых, целенаправленная работа с коллегами в научно-методической области: учителя приблизились к науке вплотную, показателями можно считать публикации статей и тезисов научных исследований в муниципальных и международных сборниках.
В-третьих, наши школьники (не только старшеклассники, но и ученики 2-7 классов) стали участниками заочных и очных конференций различных уровней: региональных, всероссийских, международных.
Из беседы с кандидатом педагогических наук мы узнали, что «исследовательские проекты – неотъемлемая часть обучения учащихся Кирсановского района», а для чего простому российскому школьнику нужно овладеть исследовательскими навыками, Валентина Викторовна ответила следующее:
- В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. И неслучайно именно эти изменения отражены в исследовательских проектах школьников по педагогике и психологии. Несмотря на огромные проблемы, стоящие перед педагогическим сообществом, наша работа не прерывается. Сегодня, как никогда, важно сохранить традиции социально-культурного образования, вдохнуть в него новую жизнь.
В настоящее время закладываются традиции исследований, о которых завтра будут знать и учёные, и педагоги-практики, и общественные деятели. Ведение исследования – способ развития личности. Способность вести исследование – самое главное качество, которое позволяет человеку обрести собственную миссию в жизни, осознание того, для чего он явился в этот мир.
Для реализации поставленных обществом задач необходим наглядный пример и опыт. Кто, как не учитель, может его продемонстрировать? Валентина Викторовна – профессионал, методист, человек, отдающий себя без остатка своей работе. Её опыт обобщён в 37 публикациях международного и регионального уровней. Именно она, имея учёную степень кандидата педагогических наук, реализуя применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом, используя при этом разнообразные приёмы, методы и средства обучения, вовлекла в научно-исследовательскую деятельность педагогов не только базовой школы, но и учителей 17-ти филиалов.
Как руководитель Центра «Одарённые дети» Валентина Викторовна обратила внимание педагогов на тех детей, которые «признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста». И эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Было создано научное общество учащихся «Эврика» (базовая школа), а в филиалах открыты Представительства (10 из 17-ти). Научно-практические конференции стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Они проводятся два раза в год: для старшеклассников в феврале, для учащихся 2-7 классов в марте.
- Основная цель конференции – уже традиционно – включает в себя важнейший аспект, связанный с социализацией выпускников. «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», - говорил Сенека. Позицию великого стоика мы принимаем во внимание, но каждым своим шагом полемизируем с ней. Именно внушение ценности знания, социально-культурного образования как такового, придание уверенности нашим выпускникам в том, что им по плечу любые испытания современного общества, - вот визитная карточка исследований наших школьников.
Многие научились сегодня не только выживать, но и планировать своё будущее в масштабах планеты именно как представители русской традиции, российской культуры. Многие приняли вызовы современности и достойно ответили на них: передаваем ли этот опыт будущему поколению? Мой ответ сегодня – да. Мы делаем, что можем. У нас, педагогов, получается,- так прокомментировала Валентина Викторовна одну из целей конференции и назначение исследовательских проектов.
Первоклассный педагог привлёк к сотрудничеству (в качестве экспертов исследовательских проектов учащихся) преподавателей вузов Тамбова и Тамбовской области. В связи с этим у нас сложились теплые партнерские отношения с такими учебными заведениями, как МичГАУ, ТГУ имени Г.Р. Державина, «Тамбовским областным медицинским колледжем», ФГБУ «Государственный заповедник «Воронинский», «Центром развития творчества детей и юношества» (г. Тамбов), ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж», МБУК «Кирсановский краеведческий музей», ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви» (г. Кирсанов), МОУ ДОД «Кирсановская детская школа искусств», «Кирсановская газета», «Кирсановское РЕН-ТВ», Новоникольской школой Мичуринского района, школами при Посольствах России в Эфиопии и Венгрии. И это не предел. Рамки сотрудничества расширяются с каждым годом.
Работа НОУ «Эврика» вышла за рамки муниципалитета. А рейтинг участия в научно-исследовательской деятельности за 2 года вырос:
- международный уровень - 4 чел.
- всероссийский уровень - 9 чел.;
- межрегиональный уровень - 13 чел.;
- региональный уровень - 30 чел.;
- областной уровень - 54 чел.;
- муниципальный уровень - 99 чел.
Валентина Викторовна – очень интересный собеседник, приятный человек, прекрасный теоретик и практик, умеющий передавать свои знания другим, одним словом, профессионал. 77 научных статей, монография – все эти труды созданы ей за последние семь лет. Её энтузиазм, отношение к тому, что она делает (а делает всё на высшем уровне), передаётся и ученикам, и коллегам. Благодаря её высокой компетентности многие учителя повысили свой творческий потенциал и успешно прошли аттестацию. Выступление на методических объединениях и педсоветах, участие в вебинарах и конференциях (очные и заочные), публикации научных статей в СМИ и сборниках – всё это плоды творческого сотрудничества кандидата педагогических наук с коллективом учителей.
За два года работы в МБОУ «Уваровщинская СОШ» Валентиной Викторовной проделан титанический труд! Сегодня наша школа не представляет своего существования без научно-практических конференций, без сотрудничества с коллегами учебных заведений области, без научного творчества. «Без науки никуда!»- так однажды сказала Валентина Викторовна. В настоящее время это кредо педагогического коллектива. В сельскую школу пришёл современный учитель, который вдохнул в учительство жизнь, соответствующую новым веяниям и требованиям общества.
Л. И. Савченко, куратор НОУ «Эвричонок», филиала МБОУ «Уваровщинская СОШ» в селе Ленинское Кирсановского района