pamyatnik

Статьи

Искусство не уходит без возврата

Я родился на тамбовской земле, в небольшом живописном селе — Ленинское. Здесь протекает речка, тихая, чистая, серебристая. Я про себя её так и называю — Серебрянка, хотя на карте написано: Ира.

Есть в моем селе прекрасный парк, находящийся под охраной государства. Я люблю бродить по его дорожкам, которые ведут в красивейшую березовую аллею. Шорох листьев под ногами создаёт впечатление умиротворённости и не­досказанности. Наблюдая эту красоту, невольно задумываешься о назначе­нии человека. Надо быть глухим и слепым, чтобы не видеть прекрасного.

ЛенинскоеОднажды, листая странички брошюры об Алексее Ивановиче Левшине, тамбовском художнике, я увидел фотографию с картины. Под ней стояла подпись «Кирпичный сарай в колхозе имени Ленина. Акварель 1946». Это меня заинтересовало, Колхозов с таким названием много, но ху­дожник-то .тамбовский. Первое, что привлекло моё внимание на снимке, — это колодец-журавль. А в нашем селе до недавнего времени он был. Тогда я открыл «Каталог выставки произведений к 100-летию со дня рождения ху­дожника», выпущенный в городе Тамбове в 1989 году. С интересом обна­ружил в нём следующее: 1940 год — «В парке колхоза В.И. Ленина Кирса­новского района», «Река Ворона. Колхоз им. В.И. Ленина Кирсановскою района». И так, читая страницы каталога, я насчитал 10 картин, которые посвящены нашему колхозу (теперь это уже село Ленинское). Моему удив­лению не было предела. Почему? С семьей Левшиных нас связывает то­ненькая, но, думаю, не рвущаяся нить.

Моя мама была студенткой Юлии Алексеевны Левшиной, которая преподавала в ТГПИ (сейчас это ТГУ имени Г.Р. Державина) зарубежную литературу и была знакома с Алексеем Ивановичем и Марией Петровной Левшиными, Глебом Евгеньевичем Борисовым, Еленой Глебовной Лукашанец. Листая студенческий альбом мамы, я смотрел фотографии и слушал ее рассказ. В этот вечер мы с мамой засиделись далеко за полночь, разгова­ривая о семье Левшиных.

Изучая литературу, я обнаружил следующее: многое написано о ху­дожнике, о его творчестве, но о том, что Алексей Иванович побывал в на­шем селе (и не один раз), свидетельствуют лишь даты написания картин. Юлия Алексеевна так вспоминает об этом: «Уже перечисление дат, когда папа ездил туда (в колхоз им. Ленина), говорит о его особом интересе к этим местам. Ведь его село Никольское тоже стояло на Вороне. И он любил ту природу, которая у него в произведениях превращалась в пейзажи, пей­зажи родной стороны. Ну и ещё, кстати, я помню, что он радовался тому крестьянскому порядку, который был в колхозе им. Ленина».

Есть целый ряд художественных полотен, которые входят в цикл «Колхоз им. В.И. Ле­нина Кирсановского района», датированный 1951 годом. Разве это могло меня оставить равнодушным? Родился замысел: «пройтись» по местам пребывания художника, посмотреть глазами современника на то, что было когда-то и осталось.

«Я люблю Тамбов. И не хочу никакой другой малой Родины», — так пишет Ю.А. Левшина в книге «Тамбов моего детства». Эти слова созвучны с моими мыслями. Горжусь замечательными и знаменитыми людьми, кото­рые посетили мою родину в разные годы: Бернард Шоу, английский драма­тург; А.И. Левшин, тамбовский художник; Лев Игнатьев, кирсановский по­эт; А. Котенев, белорусский киноактёр и многие другие. «Он любил жизнь, но не в расхожем понимании: взять от неё для себя побольше... Но всегда оставалось трепетное отношение к искусству, бескорыстное служение ему. Составные слагаемые его личности — жизнелюбие, прямота, душевная щедрость. Одержимость в работе, умение ценить создание рук человече­ских, восхищение всем прекрасным, умным, полезным на земле...», — эти строки написаны дочерью художника Юлией Алексеевной Лёвшиной. Без­гранично любя жизнь, Алексей Иванович много путешествовал. Хорошо зная историю родного края, разумеется, он слышал и о знаменитом колхозе имени Ленина.

А история нашего села такова. В 1922 году создается эмигрантами первая в Тамбовской губернии коммуна, в 1924 году она переименовывает­ся в колхоз имени Ленина, в 80-е годы — село Ленинское. На протяжении этого времени изменялась и жизнь сельчан, менялся и внешний облик строений. Алексей Иванович как художник-живописец не мог не заинтере­соваться колхозом имени Ленина, который по своей экономической и куль­турной жизни гремел на выставках района, области и Москвы.

Картина А.И. Левшина «Кирпичный сарай в колхозе им. В.И. Лени­на» датирована 1946 годом. На ней рукой автора написано название. Опре­делить местонахождение этого строения было непросто. Пообщавшись со старожилами, оказалось, что в колхозе было три таких колодца-журавля (это один из ориентиров).

Во-первых, место бывшего склада овощехранилища.

Во-вторых, место общего пользования водой.

В-третьих, место около кирпичного завода. Именно здесь рисовалась картина. Колодец-журавль находился под обрывом (это подтверждают ста­рожилы), а сарай назван кирпичным (сам он деревянный), так как в нём хранился кирпич, который выпускали на заводе. С уверенностью можно сказать, что местонахождение этого строения найдено верно.

Алексей Иванович передает богатство форм и красок природы, непо­вторимость их сочетания в своих картинах: «Мостик на реке Ира» (1956) привлекает своим умиротворением, размеренностью, свежестью восприятия.

  20140417 1681500258В каталоге за 1989 год допущена ошибка «Мостик на реке Вороне», а Алексеем Ивановичем на фото с картины сделана пометка «Мостик на реке Ира в колхозе им. Ленина. Собственность семьи» (1956). Эта картина нахо­дится сейчас в Минске у Юлии Алексеевны. А история этой картины (я её узнал от Юлии Алексеевны) такова: «Кстати, акварель «Мостик на реке Ира в колхозе им. Ленина» очень мне дорога. 1956 год — это год рождения Лены (внучки художника). Папа подарил мне её в общем-то вроде бы и без связи с днём рождения, но у меня это как-то всё сложилось в одно тёплое чувство. И у меня всегда (у нас! в Тамбове!) эта акварель, оформленная па­пой в раму, висела над моим письменным столом. И сейчас тоже! Каждый день на неё смотрю. Такая прелесть!».

В настоящее время мостик сохранился, но чуть-чуть поодаль от того места, где его рисовал Алексей Иванович. Весной половодье подняло его и перенесло на двадцать метров по течению, он лёг на старые сваи, где когда- то стояла деревянная плотина.

Для пейзажей художника характерен мотив дороги. Дорога, ведущая куда-то к горизонту или теряющаяся вдали за группой деревьев... Дорога, манящая вперёд, влекущая неизведанностью. Пейзаж приобретает понстине эпическое звучание, передавая широту и раздолье средней полосы Рос­сии. Картина «Улица» в каталоги 1974 и 1989 гг. не внесена, хотя выглядит улица так же, как и при Алексее Ивановиче.

Идут, меняются времена. Что-то разрушается временем, что-то - людьми. Поэтому на фотографии старого здания правления колхоза имени Ленина нет верхнего этажа с пикой, устремлённой ввысь, которая служила громоотводом. Картина «Правление колхоза им. В.И. Ленина» написана в 1951 году.

Художественное полотно «Пчельник (Пасека)» 1951 года подарена Ю.А. Лёвшиной Константину Сергачеву в конце 90-х годов и должна нахо­диться в городе Тамбове, в кондитерской, расположенной по улице Чичканова. «Это очень хороший, отзывчивый человек, знавший папу, прекло­нявшийся перед ним, ездивший в круиз с Глебом Евгеньевичем», — пишет Юлия Алексеевна.

«Лесопильня» так же, как и предыдущие работы художника, входит в цикл «Колхоз имени В.И. Ленина Кирсановского района». До сих пор она (лесопильня) действует и находится в хорошем состоянии.

Юлия Алексеевна так пишет о своём отце: «В этом пожилом челове­ке с этюдником в руках было столько энергии и молодого задора, что, ка­жется, их хватило бы на многих».

А.И. Левшин любил жизнь, его отличало светлое мировосприятие, оптимизм. Поэт В. Журавлев посвятил ему сердечное четверостишие:

«Запишу я строки, глядя на ночь,
И встряхну седою головой,
Славный Вы художник, Алексей Иваныч,
Главное, влюблённый в край родной».

Тамбовская поэтесса В.Т. Дорожкина в стихотворении «Художник», посвященном А.И. Левшину, пишет:

А на мольберт кусочек от заката
Упал через раскрытое окно...
Искусство не уходит без возврата —
На то и настоящее оно.

«Память — «животворящая святыня», хранит наше прошлое ради будущего», — так заканчивает свою книгу «Родное — далёкое» Ю.А. Левшина. Для меня, 11-классника, нет ничего важнее, как сохранить красоту и величие моей малой Родины. А это возможно благодаря тому, что мы, по­коление третьего тысячелетия, должны сберечь для истории то прекрасное, которое создавалось такими людьми, как Алексей Иванович Левшин.

Сергей Савченко, 8 класс, МОУ Ленинская школа

Научный руководитель - Л.И. Савченко, учитель русского языка и литературы

OK BK FB LJ IG