Современный учитель – это особая миссия…
Школа – это не только место, куда приходят шести-семилетние дети, чтобы получать знания. Это огромный мир детства, в котором проводит ребенок первую сознательную часть своей жизни. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. Это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого из нас. Быть школьным учителем – очень почётная и ответственная миссия.
В связи с переориентацией системы образования назрели существенные перемены и в самом процессе обучения. Современный урок требует иного подхода к качеству преподавания. Учитель уже не может ограничиться простой передачей знаний. «Современная социокультурная ситуация, процессы модернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире...». Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. «Уметь учиться - это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. Задачи формирования универсальных умений и метазнаний должны быть не только поставлены перед учениками, но и приняты ими».
Профессия учителя была востребованной всегда. И в настоящее время никто не умаляет достоинств этой профессии. Особую гордость вызывает тот факт, когда в педагогической среде есть учителя-мужчины. В МБОУ «Уваровщинская СОШ» учителем физики работает Владимир Николаевич Сучек. Его трудовой стаж составляет около 40 лет. Учительская деятельность началась в 1976 году в Иловай Дмитриевской средней школе Первомайского района. Грамотный педагог сразу же завоевал доверие коллег. Ответственность, энергичность, активность были отличительными качествами начинающего педагога. Молодого учителя заметили в районе и предложили стать директором школы. До 1982 года возглавлял он педагогический коллектив.
Но время идёт. Жизнь вносит свои корректировки. С 1982 года Владимир Николаевич трудится на Кирсановской земле. Работал он и воспитателем в Кирсановском совхоз-техникуме, и заведующим организационно-инструкторским отделом Кирсановского райисполкома, горкома КПСС. 1990 года заступил на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе Уваровщинской школы. Готовил педсоветы, проводил семинары, выступал на родительских собраниях. Внедрял в учебно-воспитательный процесс современные технологии обучения и воспитания: В.Ф. Шаталова, технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технологию сотрудничества. 19 лет работы в этой должности дали огромную практику в общении с коллегами, родителями, детьми. С 2009 года по настоящее время Владимир Николаевич преподаёт физику в Уваровщинской школе.
Серьёзный предмет. Высокие требования предъявляются сейчас и к сдаче ЕГЭ по этому предмету. Многие ученики выбирают физику в качестве основного экзамена, который необходим для поступления в технический вуз.
- Что для Вас значит учительская профессия? С этим и многими другими вопросами я обратилась к Владимиру Николаевичу.
- Для меня педагогическая деятельность - это не просто работа, а творчество, искусство, сопереживание, где главным центром является личность ребенка, а главной задачей – становление его индивидуальности. Настоящий учитель не только учит, он учится со своими учениками. Миссия учителя состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Учитель – связующее звено между поколениями. Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Открывая ребенку мир, педагог учит его жить в нем.
- Какими же качествами должен обладать современный учитель?
- Человек, выбравший стезю учителя, - это, прежде всего, творческий человек, постоянно работающий над собой, стратег, пропагандист, лидер, способный профессионально решать проблемы, оптимист. Я отношу себя к той категории учительства, для которых не существует понятие «хочу» и «не хочу». Очень часто в жизни приходится делать то, что просто необходимо, или то, что подразумевает профессия. Свой выбор я сделал в 1972 году, когда стал студентом Тамбовского государственного педагогического института. Я ни разу не пожалел о выбранном пути. Работать учителем – это значит большую часть времени посвящать детям. Так и произошло в моей жизни.
- Как на Вашу увлечённость и самоотдачу профессии смотрит супруга?
- Валентина Викторовна – сама человек очень деятельный, до мозга костей преданный своему делу: учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель Центра «Одарённые дети», кандидат педагогических наук. Именно она поддерживает меня во всех моих начинаниях и заражает меня наукой.
- Владимир Николаевич, в апреле Ваша ученица Девятова Татьяна стала лауреатом межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учащихся (КИПР-2013). Хочу Вас с Валентиной Викторовной, как руководителей проекта, поздравить с высоким результатом. Расскажите, пожалуйста, как добиться такого успеха?
- Надо много работать и с детьми, и над собой. Самосовершенствованию нет предела. Было бы желание, и результат не заставит себя ждать. Начинал я с малого: ученические проекты в стенах Уваровщинской школы. Тем для исследования очень много. Вот, например, один из проектов был посвящён физико-биологическому аспекту изменения кровяного давления у старшеклассников. Конечно, эта научная работа не могла быть проведена без учителя биологии, в данном случае, Валентины Викторовны. Исследование оказалось очень интересным, востребованным. В стенах школы этот проект занял первое место, а затем по приглашению МичГАУ мы приняли участие в 65-й научно-практической конференции студентов и аспирантов, где отмечен Грамотой, а на VII областной научно-практической конференции школьников «Путь в науку» - Дипломом 3-й степени.
-За столько лет работы в школе у вас накоплен огромный опыт, не хотели бы поделиться им со своими коллегами?
Делился и делюсь сейчас. У нас есть семейный сайт, на котором размещены наши уроки, внеклассные мероприятия, научные статьи и методические рекомендации по написанию исследовательского проекта. За 2 последних года у меня вышли 7 научных статей по методике преподавания физики. Сотрудничаю с педагогами в сетевых сообществах «Открытый класс», «ПРОШКОЛУ-все школы России», «Равные возможности образования».
- Вам, как учителю, что интересно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»?
- Отмечу то, что использование информационных технологий и Интернета в повседневных рабочих процессах, он-лайн тренинги. Первостепенное внимание в инициативе уделяется саморазвитию учителя.
- Есть ли у Вас среди учеников «любимчики»?
- Если я скажу «нет», мне не поверят. Если скажу «да», то это не совсем так. Есть ученики, которыми я горжусь, которые понимают меня с полуслова. С такими интересно работать: Овчинников Петр и Шихорин Сергей (10 а класс), Малахов Дмитрий и Шлыков Игорь (11 а класс). Выпускники: Шамов Антон и Коликов Дмитрий (2011 г.); Мануйлов Дмитрий, Бросалин Евгений и Воронков Артем (2013 г.). Все мы неидеальны, но когда загораются искорки в глазах учеников, тогда испытываешь необыкновенное родство душ.
- Если бы пришлось выбирать профессию снова, какую бы выбрали?
- Я старомоден в своих пристрастиях. Я люблю свой предмет. Нет сомнений в том, что, как много лет назад, я пошёл бы в учителя.
За плечами Владимира Николаевича большая школа жизни. Скромный, порядочный, тактичный, добросердечный, дающий крепкие знания, любящий свой предмет и детей, – таков учитель физики МБОУ «Уваровщинская СОШ».
В преддверии очередного Дня рождения хочу пожелать Вам, Владимир Николаевич, новых творческих успехов и ещё много-много любознательных, подающих надежды, учеников! Удач! Счастья! Семейного благополучия!
Л. И. Савченко, учитель русского языка и литературы